?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у lj_editor в Фото-оригиналы известных портретов
magritte-03
Фрагмент картины Рене Магритта «Clairvoyance», 1936 год

Многие современные художники пренебрежительно отзываются о картинах, написанных с фотографии. Мол, какое же это искусство, — перерисовывать с готовой картинки? Между тем, работать с фотографией не гнушались даже великие живописцы.  Блогер _o_tets_ предлагает сравнить фото-оригиналы с известнейшими портретами. В очередной раз убедимся: в любой талантливой картине главное — не портретное сходство, а удивительное видение художника.


_o_tets_ пишет:
Нет ничего интереснее, чем сравнивать картину художника с его моделью (моделью может быть и человек, и вещь, и пейзаж). Все на поверхности — не только результат воздействия оптики художника (пресловутое «он так видит»), но и неискаженный первообраз. Клади рядом — изучай, думай, пытайся прищуриться, — вдруг откроется, как он это увидел, какое лишнее отсек?

Луис Бунюэль и Портрет Луиса Бунюэля авторства Сальвадора Дали
Луис Бунюэль и Портрет Луиса Бунюэля авторства Сальвадора Дали

С другой стороны, в этом есть и нечто отвлекающее, противное идее искусства. Мозг начинает работать в режиме «похоже — не похоже» и «найди десять отличий», а ведь смысл, наверное, не в том, чтобы сравнивать, а в том, чтобы мне стоять и офигевать в Эрмитаже, загипнотизированному перед «Портретом женщины» Кранаха — и чтобы ничего не мешало, и как же хорошо, что у нас нет ее фотографии.

И все-таки возможность сравнить — непреодолимое искушение.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея
Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея

Доктор Рей — психиатр, лечивший Ван Гога в Арле. Закрывал этим подарком от благодарного пациента дырку в курятнике. Потом выгодно загнал картину за 150 франков. Здесь — другие «пары соответствий» для картин Ван Гога.

Поль Гоген. Две женщины (Мать и дочь)
Поль Гоген. Две женщины (Мать и дочь)
Здесь — другие «пары соответствий» для картин Гогена.


Тулуз Лотрек рисует свой автопортрет.
Тулуз Лотрек рисует свой автопортрет
Афиша с Джейн Авриль
Афиша с Джейн Авриль, которую Лотрек рисовал по фотографии
Здесь — другие «пары соответствий» для картин Лотрека.

Эдгар Дега. После купания.
Эдгар Дега. После купания
Еще про Дега и фотографию — здесь.


Поль Сезанн. Купальщик.
Поль Сезанн. Купальщик
Еще про Сезанна и фотографию — здесь.

Анри Матисс в мастерской.
Анри Матисс в мастерской
Портрет Лидии Делекторской Матисса
Справа — «Портрет Лидии Делекторской» Матисса, слева — она сама
Марк Шагал в мастерской
Марк Шагал в мастерской
Пабло Пикассо. Поль, сын художника, в возрасте 2-х лет.
Пабло Пикассо. Поль, сын художника, в возрасте 2-х лет
Еще про Пикассо и фотографию — здесь


Эдвард Мунк и его автопортрет
Эдвард Мунк и его автопортрет
Еще про Мунка и фотографию — здесь


Илья Репин. Царевна Софья Алексеевна
Илья Репин. Царевна Софья Алексеевна

Подробности + «Торжественное заседание Государственного совета» — здесь


Михаил Врубель. Снегурочка.
Михаил Врубель. Снегурочка
Еще про Врубеля и фотографию — здесь


Сравнивая фотографию с картиной, необходимо принимать во внимание то, что часто мы имеем дело с художниками, рисовавшими по собственным студийным или чужим фотографиям. Зачем мучить модель часами (а в большинстве случаях и платить за эти часы), если можно сфотографировать ее в нужной позе и декорациях? Вернее, если художник считает достаточным для работы наличие фотографии, а не живой модели? Выясняется, что так рассуждало больше выдающихся художников, чем можно предположить заранее.

И совсем другое дело, когда мы берем картину, нарисованную с натуры, и сравниваем с произвольной фотографией этого человека (зачастую уже постаревшего и изменившегося). Такая ситуация с полотнами Ван Гога и «Портретом Луиса Бунюэля».

-------------
В процессе составления этой подборки я наткнулся на целую сокровищницу, собранную добродетельным юзером latander, журнал которого всячески рекомендую к зафренживанию. На него ведет большинство ссылок в этом посте.

Я утащил у него только самых известных мастеров, а в закромах осталось еще очень много.

Итак, налетай:

Муха и фотография (очень много) (Alfons Mucha)
Борисов-Мусатов и фотография (Viktor Borisov-Musatov)
Делакруа и ... фотография (Eugène Delacroix)
Кало и фотография (Frida Kahlo)
Генри Мур и фотография
Боннар и фотография (Pierre Bonnard)
Валлоттон и фотография (Felix Vallotton)
Вюйар и фотография (Jean-Édouard Vuillard)
Моро и фотография (Gustave Moreau)
Фон Штук и фотография (Franz von Stuck)
Рокуэлл и фотография (Norman Rockwell)
Элвгрен и фотография (Gil Elvgren)
Николай Загреков и фотография
Морис Дени и фотография
Анри Эвенепул и фотография
Георг Хендрик Брейтнер и фотография
Анри Ривьер и фотография




Обсудить в блоге автора
Изучить блог коллекционера latander

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
nevozvrachenka
Apr. 20th, 2014 08:44 pm (UTC)
Спасибо, засмотрелась. Муха гениален, Лотрек несчастен, Дега говно... как и всегда.
А фотографию использовать можно и нужно. Если вот так, а не тупо и бессмысленно по клеточкам перерисовывать, как многие.
sarah_zitserman
Apr. 20th, 2014 09:42 pm (UTC)
Мне Матисс и Шагал нравяццо =)

И да, почему бы не использовать фотографию, но только с умом?

И я пробовала по клеточкам рисовать, ни фига не похоже выходило =) Спросила у преподавателя, чо так, он сказал, что на самом деле и должно выйти непохоже - во-первых, фотография редко когда передает точно человека (и это правда), во-вторых, перерисовывать "неточно перерисованное" (пусть светом) - это еще более ухудшать. И в-третьих - написание портрета не сводится к математической точности в передаче линий, и вон Матисс тому пример =) Правда, я бы челюсть сделала не такой треугольной, но автору виднее все-таки.
himera_humana
Apr. 21st, 2014 09:37 pm (UTC)
У Матисса как раз все правильно - ибо ставка на сверхлаконизм линии. Дополнительная "точка" в овале лица, разрушит динамику.
(Хоть и терпеть его не могу, но этот портрет мне давно и прочно нравится. А еще "Рыбки".)
sarah_zitserman
Apr. 22nd, 2014 03:59 pm (UTC)
Ну и был бы лаконизм, только треугольник нижний "начать ниже" - чтобы прямые линии (щек) сделать подлиннее. Впрочем, это на мой взгляд =)))

Мне у Матисса нравятся как раз люди. "Рыбок" я не воспринимаю почему-то.
himera_humana
Apr. 22nd, 2014 07:36 pm (UTC)
Не, по динамике там нормально как раз - он мастер упрощения "донельзя"))
"Рыбки" милые и детские, потому и нравятся. А портреты.. Ща я от усталости что-нибудь ляпну (возила работы в ЦДХ, устала как..), но после портрета жены, я его оч невзлюбила. Ну невозможно рисовать близкого с черными дырами вместо глаз (это как надо видеть этого близкого? как "дальнего"?)). На этом он для меня кончился. А раннего люблю. Помните "Бутылку шидама"?
sen_semilia
Apr. 20th, 2014 11:28 pm (UTC)
замечательная идея сравнения!
мне понравилось рассматривать пары изображений.
himera_humana
Apr. 21st, 2014 09:35 pm (UTC)
Крамской тоже часто обращался к фотографии, что по его работам довольно видно. Но. Ни один стоящий автор не будет опускаться до буквального срисовывания, чем сейчас страдают многие. В приведенных работах ( в большей их части) видно, насколько был творчески осмысленен исходник.

А нынешнее большинство, "раскрашивающее" под копирочку фотки всяких "сумеречных" и прочих идолов.. Оборвать бы руки, но пусть живут, так и быть)) Если им для тренинга - ради бога, а вот в калашный ряд с этим - нах лезть не надо. Потому что лично мне их рвать хочется, настолько заипали.
sarah_zitserman
Apr. 22nd, 2014 04:09 am (UTC)
Для тренинга сие очень вредно, так говорят преподы. И сама это вижу - перерисовывая по клеточкам, не учишься чувствовать объем предмета (вот той же головы), отходишь от восприятия и передачи характера... В общем, фигово.
А в калашном ряду таких сейчас много - "портрет по фотографии"... Блин, но ведь заказчиков овердо.у. ((=
himera_humana
Apr. 22nd, 2014 07:39 pm (UTC)
Преподы говорят тем кто небезрукий и учится, а речь о любителях в полном смысле этого слова. Я, например, срисовывать не умею, слишком много вижу и много требую, чтоб было видно. Профдеформация.

Публику весьма развлекают "живые принтеры", народ всерьез считает это.. искусством))) И я бы на них зла не держала, но уж больно опошляют вкус масс, и без того невысокий. А так - пришибить охота, как апологетов низкопробщины.
sarah_zitserman
Apr. 23rd, 2014 03:10 am (UTC)
Срисовывать я умею, это тоже входит в программы обучения. Ну, если без клеточков, конечно, а чисто "на глаз". Максимум на первых этапах - карандашом на вытянутой руке так пропорции измерить (понимаете, о чем я))

И насчет вкуса полностью согласна - ведь процесс всегда двойной: рынок и угождает потребителю, но и формирует восприятие потребителя...

На другой камент: "Рыбки" милые и детские, потому и нравятся"... Мне не нравится то, что "милое и детское" =) Особенно "детское, поэтому нравится" ;)) Не "из принципа", а просто реально не нравится.
Пошла вспоминать "Бутылку шидама" в гугл и оторваться не могла - столько всего и все нравится. Ну, практически все периоды, да. Глаза не воспринимаются как "дырки"... Вот этот ведь: http://sunny-art.ru/wp-content/uploads/2010/03/Henri_Matisse_Portrait_of_the_Artists_Wife.jpg? Скорее, как специальные "окна-в-другой-мир". Впрочем, возможно, что я изначально положительно настроена по отношению к Матиссу, поэтому...
Есть некоторые художники, изображающие "святую Русь" (не классики!). Да, они рисуют так, как многие современные художники )), но некоторые цветовые решения есть очень приятные. Тем не менее у меня срабатывает "современный и святуюрусь нарисовал, пропаганда и такдалее" (истерия вокруг "возвращения к скрепам" повлияла и много чего еще).
himera_humana
Apr. 23rd, 2014 01:14 pm (UTC)
У нас максимум, что было - делать копии. Акварелью, маслом и никаких, упаси боже, клеточек, за это лупили. Чтоб развивали глазомер так. Но подход был совершенно не принтерный как сейчас - "срисуй Росомаху чтоб похож был".

Для меня этот портрет - смерть. Прошло уже лет 20, а ничего для меня не изменилось. Либо он свою жену воспринимал как инопланетянку.
А "Рыбки" для меня вариант чистой вкусовщины. Ну люблю я рыбок)) И эти трогательно у него получились.

>Тем не менее у меня срабатывает "современный и святуюрусь нарисовал, пропаганда и такдалее" (истерия вокруг "возвращения к скрепам" повлияла и много чего еще).

Да та же фигня. И эта оскомина явно от пропаганды. Потому что, извиняюсь, уже затрахали. И еще современные часто грешат косяками в анатомии и прочими недоработками. Обычно видно, глаз режет и начинаю придираться еще больше. Хотя, возможно, у части их творчество, действительно, от сердца..

Edited at 2014-04-23 01:26 pm (UTC)
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Мириам-Помона
sarah_zitserman
Зицерман С.И.

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow