?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Когда заходит речь о стрит-фотографии, большинство вспоминает фотографов-мужчин. Оно и понятно - во времена зарождения этого жанра (конец 19 - первая половина 20 в.) положение женщины в обществе было еще... мягко говоря, не самым хорошим. А уж если женщина бегала по улице с деревянной треногой, а потом просто с фотокамерой... % Такое сложно было себе представить. Кошмар! Стыд и срам!
Когда жанр развивался (примерно 50-60-е гг. 20 века), от женщины требовалась работа "на двух фронтах" - на производстве и в семье. Либо только в семье. А это не могло не сказаться и на качестве, и на количестве фоторабот - обязательная постоянная практика ограничивалась временем и... снова общественным порицанием. Вплоть до вызова полиции.
Когда, наконец, жанр уличной фотографии развился и.. "устоялся" более-менее четко, все равно оказалось, что не каждая женщина может в нем работать. Во-первых, семейные ограничения (дети в частности); во-вторых, не особо "подходящие для женщин" (по мнению некоторых... "экспертов")) условия труда (улица, шум, скорость, пыль, грязь и так далее, не забывая о том, что стрит-фотограф любого пола нередко подвергается... физическому воздействию людей - почти как фотограф, работающий в жанре классического репортажа).

Тем не менее истории известны имена выдающихся женщин-фотографов, разбивавших стереотипы.
В частности, имя Мартины Франк (Martine Franck).


Автор снимка Жерар Масэ (http://elena-v-kuzmina.blogspot.ru/2012_08_01_archive.html).

Мартина родилась 2 апреля 1938 года в Бельгии, но почти всю жизнь прожила в Париже.
На выборе жизненного пути сказалось детство - семья поощряла интерес детей (Мартины и ее брата Эрика) к искусству, водила детей по музеям, а дед так вообще коллекционировал бельгийскую живопись и нередко приглашал домой художников, беседуя с ними о фламандском и французском искусстве. Кроме того, Мартина училась в Школе Лувра на искусствоведа, первоначально "нацелившись" на работу в музее.
Любимой темой Мартины был кубизм. Но вскоре девушка подружилась с поистине великой женщиной, основательницей "Театра дю Солей", режиссеркой и сценаристкой Арианой Мнушкин, которая очень даже интересовалась человеческими типажами и оказала на Франк большое влияние.

Карьера Мартины-фотографа началась не так, как карьера многих других успешных женщин того и более раннего периода - не "вслед за мужем" и так далее. Мартина в силу необходимости (кушать надо) выполняла мужскую и одновременно женскую работу - она была фотолаборанткой в журнале Life. Мужскую - потому что от лаборанта требовалась чрезвычайная внимательность и организованность (никакого приписываемого женщинам "легкомыслия" и отвлеченности на семью). Женскую - потому что работу "вторичную", подсобную и "штампованную", без самодеятельности (естественно, я сейчас говорила с тогдашней точки зрения. Стереотипной).
Большинство именитых фотографов-не-репортеров были сами себе лаборантами, а в Life, как и некоторых других журналах, публикация фотографий быстро стала поставленной "на поток", поэтому отдельная должность лаборанта была востребована.
Желающие могут посмотреть некоторые фотографии из журнала Life 50-х гг. (чтобы составить представление о том, что тогда там публиковали): http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post327009180/ или вот http://allvintage.ru/1950e/poetichnoe-fotoesse-yudzhina-smita-o-zhizni-ispanskoy-derevni.html (автор снимков из второй подборки - знаменитейший Юджин Смит).

Как и очень-очень многие стрит-фотографы, Мартина была крайне застенчивой. Вплоть до того, что ей было сложно появляться в обществе. Но в 1963 году Мартина открыла для себя фотографию, и впоследствии рассказывала: "Фотография пришла ко мне как замена реального мира. Я была болезненно скромной и мне было трудно общаться с людьми. Камера дала мне возможность что-то делать, причину быть где-то, быть свидетелем чего-то не участвуя в этом". Именно из-за большой стеснительности Мартина в начале своего творческого пути практически не делала постановочные снимки, не просила людей позировать, практически не общалась с ними (как нередко советуют делать современные фотографы, в том числе весьма именитые). Благодаря этому ее фотоработы по-настоящему живые.
Тем не менее после некоторой практики Франк стала получать удовольствие от общения с людьми, но от страха перед съемкой не избавилась. Вот что она говорила: "К портрету у меня страсть. Это каждый раз новая встреча. Перед съемкой я испытываю страх, как перед выходом на сцену, но постепенно языки развязываются, и мы знакомимся. Все начинается всегда с беседы. Бывает, что ты часами, целыми днями наблюдаешь, не говоря ни слова, не "беспокоя" объект. Я пытаюсь поймать блеск в глазах, характерный жест, момент внимания, концентрации, когда модель слушает, но не говорит".



Проработав некоторое время в "Лайфе" и ознакомившись с хорошими, годными фотографиями, Мартина поняла, что хочет сделать светопись делом своей жизни. Причем основные темы, которые ее привлекали - это вечные "человеческие типы". То, что, наверное, никогда не перестанет интересовать "стритовцев", ведь люди всегда занимательны ;) Изучая историю искусств, Мартина Франк обращала пристальное внимание на способы отображения характеров, на наиболее яркие произведения, раскрывающие Личность в определенных ситуациях*.
Вскоре в журнале Life, а также других, не менее известных (Fortune, Sports Illustrated и др.), стали появляться фотографии самой Мартины. Ей повезло - работы почти сразу оценили.

В 1960-е годы Мартина работала штатным фотографом в театральном коллективе "Театр дю Солей". Направлением ее работы в это время было то, что сейчас называют "жанровым портретом" - портреты людей во время осуществления ими (людьми)) некоей деятельности. Франк этого было мало (и действительно, просто галерея "жанровых портретов" - не для каждого, и прежде всего не для каждого зрителя - скучно порой)))



Выбор Мартины лежал в области черно-белой фотографии, поскольку цветная: а) тогда еще получалась не очень хорошо (у всех) б) черно-белая была (и остается) более эмоциональной, поскольку цвет (а точнее, его отсутствие) не отвлекает от сюжета и психологизма кадра.



Каждый уважающий себя фотобиограф обязательно упоминает издания, в которых публиковался его герой. Упомяну и я, рискуя получить в ответ стереотип... Сейчас поймете, какой: журнал "Лайф"; "Нью-Йорк Таймс"; "Вог". Ага. Vogue - тот самый журнал, к которому сейчас мало кто относится серьезно - в нем публикуются в основном постановочные и "вылизанные" фотошопом фотографии "звезд". Но журнал не обходил вниманием и репортажную съемку, и нормальные... не "гламурные" статьи. И - фотографии Мартины Франк =)
В 1972 году Мартина стала основателем фотогруппы "Viva" (остальные ее шесть членов были мужчинами). И первая выставка творческого проекта была посвящена... семье. "Французская семья" - так называлась выставка, организованная в 1973 году. Основное содержание выставки - психологические бытовые портреты, социальные проблемы, быт и т.д. и т.п.
Здесь надо заметить, что фотогруппа "Viva" придерживалась "непосредственного" подхода к фотографии, т.е. главным было содержание, а не форма, не внешняя красота, а значимость произведения (об этом, напр., тут: http://sokolovfoto.ru/martina_frank.html)



В рамках первой выставки фотогруппы Мартина представила фотографии из "высшего общества". Так было задумано - ее кадры, сделанные в богатых квартирах, изящные граждане контрастировали со снимками коллег по "Viva", снимавших низшие слои общества.

В 1983 году Франк стала действительным членом "самого-самого" фотоагентства, в который входят наиболее яркие и сильные представители жанра "жанр" - агентства Magnum Photos. А в начале XXI века - одним из вице-президентов Magnum.
Из любимых направлений Мартины Франк можно выделить вот какие: детская уличная и не только фотография; пейзажная и "пейзажно-геометрическая" фотография; театр; старость и, наконец, жанровый и не только портрет (включающий в себя некоторые перечисленные темы) - любимый жанр Франк. Одна из самых известных серий Франк - "Зеркало":


На снимке - Ариан Мнушкин.

Об этой серии Франк говорила так: "Это игра с нарциссизмом других людей: кто-то в зеркале вдруг обнаруживает самого себя, артисты гримируются, чтобы стать другими, оставаясь собою".

Некоторые выдержки из интервью Роберта Айерса с Мартиной Франк:
- Я уверена, что хотела отразить одиночество. Я надеюсь, что хотела бы выразить счастье. Но вы знаете, я никогда не думаю о таких вещах, когда фотографирую, потому что я делаю это инстинктивно. Случается, что встречаюсь с людьми, а потом я их фотографирую, у меня нет какой-либо стратегии.
...
Интервьюер: "Ваши работы, как вы говорите, изображают как печаль, так и счастье, но мне кажется, что всегда есть что-то меланхоличное в вашем изображении счастья".
Ответ М. Франк: "Ну, это природа счастья. Вы знаете, что это не будет продолжаться. Это мимолетное, это хрупкое, эфемерное качество, которое я нахожу увлекательным. Вы можете отразить его в фотографии. Вы также можете отразить его в кино. Труднее это сделать в живописи".
- Можете ли вы сказать, о чем ваши работы: о хрупкости человеческого духа или о его силе?
- Я думаю, что скорее о хрупкости, чем о силе.
- Что служит ключевым элементом в вашей работе: любопытство или сострадание?
- Оба имеют важное значение. Для начала - любопытство: если вам неинтересен мир, в котором вы живете, вы не примете фотографии, которые мне нравятся.
Сострадание также важно для меня. Я очень близка к буддийскому образу мышления, и обычно я люблю людей, которых фотографирую. Я не люблю фотографировать людей, которые мне не нравятся. И я не склонна к осуждению".



И еще:
- Как вам живется вместе? (о браке с Анри Картье-Брессоном. - С.З.).
- Замечательно, когда у людей, живущих друг с другом, много дел. А у нас с ним много дел. Сейчас он очень серьезно занят живописью. Я же серьезно занята тем, чем занималась и до встречи с ним - фотографией. К моему решению стать фотографом он непричастен. Это решение возникло как бы ниоткуда, случайно. Я закончила школу искусств при Лувре по специальности "историк искусства", написала диссертацию "Кубизм в скульптуре" и собиралась быть тихим музейным работником. Почему-то мне казалось, что больших успехов в той сфере я не добьюсь.
- Говорят, что первый свой снимок вы сделали на территории СССР.
- Абсолютная правда. Было это, страшно сказать, в 62-м году. Мне тогда сильно, в общем, повезло: я получила китайскую визу - по тем временам событие почти невероятное. Снаряжая меня в дорогу, двоюродный брат подарил мне мою первую "лейку": я до того никогда не держала в руках фотоаппарата и совершенно не знала, на какие кнопки надо нажимать" (http://www.kommersant.ru/doc/142834).

Мартина Франк продолжала работать очень долго и как фотограф, и являлась президентом основанного ею же фонда Анри Картье-Брессона.



Великий Брессон был мужем Мартины, и я специально решила упомянуть об этом только в конце поста. Потому что на эту тему часто пишут, увы... Ну, вы поняли, как. А Мартина Франк не была "приложением" к мужу, но самостоятельной творческой личностью и скорее на самом деле "подругой жизни" господина Анри вплоть до его смерти.
Скончалась Мартина Франк 16 августа 2012 года из-за рака.

"Мартина была одним из классических фотографов Magnum, мы все могли бы с этим согласиться. Талантливая, элегантная, мудрая, скромная и щедрая, она установила такие стандарты, которые нечасто встречаются в нашей профессии" (Элиотт Эрвитт).

Другие источники, кроме упомянутых в тексте: http://www.magnumphotos.com/C.aspx?VP3=CMS3&VF=MAGO31_10_VForm&ERID=24KL535XVA, http://www.foto-mastera.com/2011/11/martine-franck.html, http://elenakuzmina.blogspot.ru/2012/08/martine-francks-best-shot-2006.html, http://elenakuzmina.blogspot.ru/2012/08/martine-francks-pictures-within.html, http://elena-v-kuzmina.blogspot.ru/2012/08/martine-franck.html, http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/2767638/, http://sokolovfoto.ru/martina_frank.html
---------
* По моему скромному мнению, базирующемуся на мнении более именитых стритовцев)), данное направление... "психологический стрит", что ли.. Самое сложное. Можно поймать и свет, и цвет, можно увлечь зрителя действием, показанным в кадре, можно... *подставить кучу вещей*, но передать состояние души случайно портретируемого не так-то просто.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
t_4_erti_k
Jun. 21st, 2014 08:43 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно.
livejournal
Jun. 23rd, 2014 03:08 pm (UTC)
Мартина Франк: Первая женщина в агентстве Magnum
Пользователь milka_e20 сослался на вашу запись в своей записи «Мартина Франк: Первая женщина в агентстве Magnum» в контексте: [...] нал взят у в Мартина Франк: Первая женщина в агентстве Magnum [...]
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Мириам-Помона
sarah_zitserman
Зицерман С.И.

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow