?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фотографии с экскурсии, которая прошла в начале ноября благодаря сообществу moscow_walks (но узнала я о викторине, дающей право бесплатного участия в экскурсии, в mosblog. Вопросы викторины были... средней сложности (тем, кто разбирается в кино, было проще; я же затесалась как любитель московской старины http://afisha-lj.livejournal.com/669350.html))

1. Начали мы с Чистых прудов. Синие штуки на деревьях лично мне глаз не очень радуют. Даже очень не радуют.
Зато все фото очень кликабельные!
IMG_9752

2. Чистопрудный бульвар как место для городских прогулок открыли в 1820 году, и к началу 19 века здесь стало многолюдно - летом прогуливались в тени дерев, а зимой катались на коньках. Да, синее все...
IMG_9756_1
Ну да ладно.

3. Многие знают, что Чистые пруды когда-то назывались Погаными, и это название связано с названием улицы Мясницкая, проходящей неподалеку. Всякие ненужные и не фиалками пахнущие фишки, остававшиеся после убоя скота, сливались в этот вот водоем...
IMG_9765

4. Наш экскурсовод показывает кадр из фильма "Подкидыш" - как Чистые пруды (вернее, один пруд) выглядел раньше.
IMG_9771

5. Вот так пруд выглядит сейчас. Скованный суровыми льдами :))
IMG_9774

6. Бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех, построен в 1908-1909 гг., архитектор Л. Кравецкий. А автор эскизов к барельефам - С.И. Вашков, ученик "художника-сказочника" Васнецова. Вашков придумал эти барельефы не совсем сам - что-то подглядел во Владимире, на Дмитриевском соборе. Правда, не копировал, а просто использовал ту же стилистику и тыды. Дом сдавали разным гражданам, включая паломников церкви Святой Троицы на Грязех, а также просто пускали пожить нуждающихся (временно). В 1945 г. архитектор Б.Л. Топаз надстроил дом, сделав шестиэтажное здание, ликвидировав часть барельефов и балконов. Если будете проходить мимо, увидите модерновую лестницу с совами. И... проходите мимо. Это современная "секретка", сделанная "под старину", и к настоящему модерну не имеющая никакого отношения. А я хочу посмотреть дом изнутри :) Везет девочке в клетчатом платье и красных ботиночках, она жила в этом доме =) Как будто.
IMG_9778

7. Есть еще одна версия происхождения названия Поганых прудов (много лет назад пруд здесь был не один) - от латинского "паганус", что означает "языческий". Ну, типа, когда-то тут было капище и все такое =) Но эта версия сильно неофициальная, зато занятная.
IMG_9780

8. ! Забыла предупредить - я в своем рассказе отступаю от текста эскурсовода, поскольку не научилась еще записывать и фотографировать одновременно, диктофон диктофонит плохо, а просто фотачьге не так интересны, ну и...
IMG_9781

9. Что-то всем так нравится это украшательство :) Видела тонну фотографий данного лебедя, и.. сама мимо не прошла (правда, только для того, чтобы запечатлеть "особенность местности"). Но нарисовано-то неплохо, похоже на стиль "модерн", ага.
IMG_9784

10. Половчане в Москве :) Памятник Абаю Кунанбаеву, казахскому поэту и писателю, просветителю. Дар Казахстана Москве, открыт в 2006 году. Половцы (стилизованные фигуры) - по бокам... Ээ.. На этом фото видны (правда, не очень хорошо)! =)
IMG_9795
11. Все знают, что это за конструкция =) Вестибюль открыт в рамках первой очереди строительства Московского метрополитена в 1935 году. Еще 10 лет назад тут было нааамноооого больше рекламы. Но и сейчас противно. Это только точка съемки удачная, в реале не протолкнуться между всеми этими маникюрами, косметологиями, связными, бессвязными, а также нелегальными торговцами, псевдонищими и рекламщиками-"бутербродами".
IMG_9805

12. Вид на Тургеневскую площадь и чуть левее. А прямо и чуть правее начинается Сретенский бульвар, самый короткий на Бульварном кольце.
Башенка с часами относится к дому бывшего страхового общества "Россия", построенному в 1902 гг. Проскуриным и фон Гогеном. Дом этот тоже планировалось сделать доходным, но, в отличие от дома-с-барельефами, рассчитанным на высший класс. Даже собственная электростанция у дома была, представляете?! Не говоря уже о выделенной интернет-линии артезианской скважине. Тут жили люди, к которым заходили на рюмки чая Репин, Брюсов, Горький и даже)) Ленин, потому что позже дом заняло Главное артиллерийское управление Красной Армии. А совсем позже пышные нумера переделали в коммуналки. Но раздача бесплатного жилья нуждающимся прекратилась, а вскоре прекратил свое существование и СССР. В 90-е годы дом захватили бандиты новые русские, и квартиры стали перекраиваться в соответствии со вкусами новых владельцев. В настоящее время некоторым помещениям вернули исторический облик.
IMG_9811

13. Без комментариев :)
IMG_9843

14. Справа - здание театра Et Cetera, который возглавляет А. Калягин. Дом новый, и его облик не раз критиковался; называли "безвкусным".
IMG_9847

15. Вид на Мясницкую улицу.
IMG_9849

16. Различные...
IMG_9857
17. ..видовые фотографии...
IMG_9862
18. ..сделанные во время быстрых (!) переходов от места к месту.
IMG_9869

19. Между Сретенским и Рождественским бульварами, вид на Сретенку. Монастырь заложили из-за освобождения Москвы от армии Тамерлана =) Это случилось в 1395 году. В этом же году состоялась официальная встреча москвичей и иконы Богородицы, хранившейся во Владимире, а в 1397 году заложили монастырь (т.к. среди христиан бытует поверье, что молитвы именно к той богоматери, чья икона (Владимирской), помогли освободить столицу). Москвичи из среднего, низшего и церковного классов общества даже ну абсолютно точно знали, какой конкретно сон приснился Тамерлану и сильно его напугал =) Интересно, знал ли о том, что ему приснилось, сам Тамерлан.
А вот памятник через дорогу (который виден на фото) - это памятник Н.К. Крупской. Ага, атеистке и супруге Ленина.
IMG_9874

20. Это другой корпус дома страхового общества "Россия", известный как дом Политпросвета. В 1921 году здесь заседал наркомат просвещения, возглавляемый А.В. Луначарским. В Наркомпрос входил Главполитпросвет =) А председателем Главполитпросвета была Крупская. К деятельности Главполитпросвета можно относиться как угодно, это уж от взглядов конкретного человека зависит. Только знайте, что упрекающие Крупскую в недальновидности и глупости имеют много точек соприкосновения. Последнее из этой темы, с чем столкнулась лично я (на просторах ЖЖ), была "критика" стихов Чуковского - нелюбители "Совка" говорили о произведениях Чуковского словами Надежды Константиновны =)
IMG_9875

21. Продолжаю про Главполитпросвет. В 1921 году здесь начал работать кумир современной модной молодежи, увлекающейся романтикой, колдовством и вечной любовью - Михаил Булгаков. Немногим известно, что Михал Афанасьич был автором и других многочисленных произведений, в настоящее время незаслуженно забытых. В частности, у Булгакова есть фишки и политические (нет, не только про "какие странные и плохие красные!" Почитайте некоторые его фельетоны), и медицинские (не только "Собачье сердце"... и не только в киновиде), и дневниковые записи. В частности, о Главполитпросвете - то, прототипом чего Главполитпросвет стал, можно почитать в повести "Дьяволиада".
IMG_9878

22.
IMG_9881

23. Подъемы в районе Рождественского бульвара ооочень крутые. Помните грустное полотно "Тройка" (афтар В.Г. Перов)? Вот тут дело происходило :(
IMG_9886

24. В старых сырых домах, прячущихся за бульварными яркими декорациями дорогих ресторанов и синематографов, жили те, кто едва наскребал на хлеб. Наскребать помогали служители многочисленных монастырей Сретенского холма (одного из семи холмов нашей "купчихи") и Рождественки. Иногда помогали хорошо. Так хорошо, что некоторые бедняки просто переквалифицировались в профессиональные нищие-юродивые, и жутко злились на излишне требовательных священников, требовавших и помогать церкви (подумать только, дрова надо нарубить! Эксплуататоры!). А юродивых, как сказал какой-то писатель, на Руси всегда любили. Доброе дело с доставкой на дом, чо.
IMG_9887

25.
IMG_9890

26. Ну... Темновато, да. Закоулки-переулки, городовые далеко, да. Кое-где кое-какие нищие ночью были вовсе не агнцами христовыми...
IMG_9899

27. Сандуны. Сначала бани были только мужские, потом ввели женское отделение, потом отдельные помещения для компаний. Названы бани в честь Силы Николаевича Сандунова, в 1808 году эти бани и основавшего. С.Н. Сандунова на самом деле звали Силован Зандукели, он был грузином, и служил придворным актером у Екатерины Великой в городе на Неве. Силован против воли семьи пошел в актеры, причем природный талант его был так силен, что парень практически сразу же стал получать одни из наиболее ярких ролей в Петровском театре (ярких - не значит заглавных. Но, как всем известно, короля играет свита, а шут или хитрец-посыльный намного важнее какого-нибудь "серийного" барина).
IMG_9900

28. После смерти венценосной покровительницы Сандунов с молодой супругой Лизонькой переехал в Москву. Им обоим пришлось оставить театр (не совсем по личным соображениям), и супруги открыли бани. Правда, господин Сила решил, что новое дело нужно открывать с размахом, и продал лизины бриллианты - подарок самой покойной императрицы. То есть продал вещь, подаренную до заключения брака, и лично невесте, и продал без спросу. "Нормально", ога. Лиза уехала в Петербург и вернулась на оперные подмостки, и ей рукоплескали. А Сандунов каждый год 31 декабря ходил в баню - следил за строительством.
Бани понравились гражданам москвичам, хотя и были не очень в техническом отношении - Сандунов был неплохим предпринимателем, но не очень интересным инженером. Зато перестройка здания и его внутренностей, осуществленная в 1890 году новыми владельцами - Алексеем и Верой Ганецкими, пригласившими архитектора Бориса Фрейденберга, сделала бани не просто приятными, но еще и очень удобными и уютными.
Алексей и Вера тоже разошлись, и тоже из-за бань.
Позднее из-за них же (нуу... почти из-за них же) разошлись не супруги, но жених и невеста. Жених работал доктором, и звали его Женя Лукашин.
IMG_9905

29. Затем Неглинная, Петровка, Кузнецкий мост... Все довольно быстро (и я все же не могу не отметить: темп экскурсии слишком велик).
IMG_9913

30.
IMG_9921

31. Министерство речного флота СССР. Тут работала бабушка моей подруги, причем занимала она гражданскую должность, но не простую, а равную званию адмирала флота.
IMG_9940

32. ЦУМ, Центральный универсальный магазин, находится у места впадения улицы Петровки в Театральную площадь. Между прочим, сама собой всплыла цитата из... да, Булгакова =))) "Кроме того, вот тебе 8 рублей и 15 копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи ему хороший ошейник с цепью" - так говорит профессор Преображенский Зине, и Зина едет в нынешний ЦУМ.
Эндрю Мюр и его компаньон Арчибальд Мерилиз основали торговую фирму, названную по их фамилиям, и в 1880-х годах "Мюр и Мерилиз" покупает здание на Театральной площади, перестраивает его, открывает магазин, сразу же завоевавший популярность. В 1908 году было построено новое здание в стиле европейской неоготики и модерна (арх. Р.И. Клейн). Когда-то давно "у Мюра" могли закупаться не только филиппы филипповичи, но и представители среднего класса. А сейчас местные ошейники  и цепи ориентированы исключительно на высшие слои общества.
IMG_9945

33. Холодно играть, уныло :(
IMG_9960

34. Экскурсия подошла к концу, и мы, уже не спеша, отправились в сторону станций метрополитена. Вдалеке - Тверская улица. Вид из Столешникова переулка.
IMG_9978
35.
IMG_9983
36.
IMG_9990
37.
IMG_9994
38.
IMG_9995
39.
IMG_0004_1
40.
IMG_0012
41. Перекресток Большой Дмитровки и Страстного бульвара.
IMG_0032
42. Страстной бульвар.
IMG_0049
43.
IMG_0066
44. :) Смотрит на прохожих.
IMG_0087
Люблю Москву...

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
photogrouss
Nov. 13th, 2014 01:22 am (UTC)
Сара, хорошенько _это было ,а я ночью там бываю моя вотчина !! Но ,опасная ж! Пошли -- гулять?
sarah_zitserman
Nov. 13th, 2014 01:44 am (UTC)
Пойти-то можно, но лучше не ночью, ибо чем темнее, тем однообразнее, мне кажется =) Днем интереснее, люди, опять же, действия, персонажи :) Стрит то бишь :)
romti
Nov. 13th, 2014 08:58 am (UTC)
Спасибо за виртуальную прогулку ;)
zavodfoto
Nov. 13th, 2014 03:35 pm (UTC)
красота)
zimaj
Nov. 13th, 2014 07:26 pm (UTC)
Красивые фото.
sen_semilia
Nov. 14th, 2014 10:10 pm (UTC)
замечательная прогулка
annasmart
Nov. 16th, 2014 08:22 pm (UTC)
классно и очень подробно. только не уловила почему ночью? а ночь искусств?!

Edited at 2014-11-16 08:23 pm (UTC)
sarah_zitserman
Nov. 17th, 2014 01:48 am (UTC)
Это вечер, сейчас темнеет рано... Собрались уже после заката; домой я вернулась часов в 11.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Мириам-Помона
sarah_zitserman
Зицерман С.И.

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow