?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Посвящается всем пожарным, победившим огненную стихию на Амурской улице в ночь с 23 на 24 сентября

В рамках технического переоснащения МЧС 2016 год ознаменовался началом реального и активного применения беспилотных авиационных систем (далее по тексту БАС). Эти небольшие дистанционно управляемые "вертолетики" (беспилотные летательные аппараты, далее БПЛА) помогают гораздо быстрее и эффективнее, чем раньше, осуществлять мониторинг определенной территории и производить более точную оценку положения. А вслед за этим - и принимать грамотные взвешенные решения, оперативно реагировать на возникшие чрезвычайные ситуации.
Квадрокоптер МЧС появился на вооружении московского гарнизона в начале 2016 года и сейчас применяется на постоянной основе для проведения воздушной разведки лесопожарной обстановки и ситуаций на водных объектах.
В начале августа этот беспилотник помогал наземным поисковым группам обнаружить местонахождение потерявшегося гражданина, а я присутствовала на месте во время проведения реальной поисково спасательной операции и осуществляла фотосъемку в качестве чрезвычайного блогера. Кроме того, в конце данного поста будут продемонстрированы специальные кадры, сделанные квадрокоптером во время проведения воздушной разведки сентябрьского пожара на Амурской улице.
000-IMG_9850-1.jpg
Пожарный. Обычный пожарный. Но только с квадрокоптером! Маленький летающий помощник принес людям информацию об очагах возгорания в высотном здании. Данный кадр сделан мной в День города-2016 во время показательных учений в Москве
Полноразмерные изображения - клик по картинке



1. Нет ничего важнее человеческой жизни, и именно этим принципом (для многих современных людей, к сожалению, превратившимся в "набившую оскомину красивую фразу") руководствуются сотрудники МЧС. Каждую смену и в каждом подразделении, вот кто бы что ни говорил! Поэтому среди приоритетных направлений развития Чрезвычайного Ведомства в 2016 году стало внедрение новейшей техники, делающей работу спасателей и пожарных чуть-чуть менее опасной, а спасение - намного более быстрым и эффективным.
И прежде всего следует сделать несколько пояснений для тех читателей, кто пока еще не знаком с новинками нашего ведомства.
IMG_5046.jpg

В конце 2015 года во всех регионах Российской Федерации были созданы подразделения, отвечающие за применение БАС, также называемых квадрокоптерами. Эти небольшие "роботы птицы" уже достаточно давно известны во всем мире и успешно используются гражданскими структурами, в частности, СМИ. Но только представителей МЧС не может устроить любое оборудование. Так, массивные коптеры, способные переносить грузы вроде многофункциональных камер для съемки спортивных состязаний на открытом воздухе, далеко не всегда пригодятся для оказания помощи гражданам. Например, при необходимости проведения оперативной (срочной) разведки на местности, при пожаре или в завалах намного лучше справится легкий и подвижный квадрокоптер (БПЛА с четырьмя пропеллерами). И спустя полгода после напряженных тренировок и полетов во время учений такой юркий "чрезвычайный коптер" отправился на выполнение реального задания – патрулирования прибрежной территории в районе поисково-спасательной станции "Строгино".


2. Разведчиком, выпускаемым перед спасательным катером, стал микроБПЛА DJI Phantom 3. Этот "вертолетик" входит в комплект БАС "Арнега МД" и работает "под руководством" специально созданного в МЧС подразделения - Группы авиации и беспилотных летательных аппаратов УПСС ГУ МЧС России по г. Москве. Предваряя первый рабочий запуск системы, начальник группы авиации и БПЛА Вячеслав Алешин обстоятельно рассказал мне, что именно входит в "Арнега МД", как и где может и должно применяться.
IMG_6147.jpg

Сразу скажу о том, что меня удивило: оказывается, в качестве "наземной базы" с программным обеспечением, позволяющим квадрокоптеру летать, может использоваться любой "гражданский" смартфон. При этом все функции прибора остаются прежними, лишь устанавливается несколько программ, проверяется наличие достаточного свободного места на флеш-карте (для записи получаемой в онлайн-режиме визуальной информации), ловятся спутниковые сигналы. И, собственно, все! Так что привести систему "в боевую готовность" можно весьма быстро, что является одним из важнейших требований, еще в 2014 году озвученных Министерством и воплощенных в реальность.
"Арнега МД" состоит из самого беспилотника, максимальная высота которого может достигать 500 м над поверхностью земли; планшетного компьютера, пульта управления с дальностью связи до 2 км и системы ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, вместе с системой поставляются запасные части для оперативного ремонта оборудования без возвращения на стационарную базу.
На БПЛА "навешивается" фотовидеокамера – в нашем комплекте используется камера для видеофиксации в режиме 1080р (прогрессивный) с разрешением 12 мегапикселей.

3. Квадрокоптер может передавать информацию оператору и одновременно вести запись в течение минимум 23-х минут (точное время зависит от типа аккумулятора и задействованных "нагрузок", то есть работающих программ). После данной успешной работы БАС в Московском регионе, освещенной мною в ЖЖ, летом 2016 года началось активное внедрение регулярного мониторинга водных объектов, проверки плавательных средств, наблюдения за прибрежной "земной" территорией (в том числе в периоды повышенных температурных режимов) при помощи квадрокоптеров.
Безусловно, основная цель Министерства – предупреждать и предотвращать (а не только спасать!). Поэтому системы Арнега МД оказались незаменимы еще и для проведения воздушной разведки лесопарковых зон на предмет пожароопасной обстановки, для профилактики возгораний. Такие задачи поставлены Министром перед каждым "беспилотным подразделением" на территории всей Российской Федерации (включая Республику Крым).
IMG_5516.jpg

4. В течение второй половины 2016 года во время пожароопасного периода беспилотная авиация осуществляла вылеты не только "сама по себе", но и во взаимодействии с воздушными судами ГКУ "Московский авиационный центр".
Кстати, мониторинг проблемных участков Москвы и Подмосковья заключается не только в непосредственном обнаружении самого факта возгорания. Вячеслав Алешин отдельно обратил мое внимание на то, что "игрушечные" с виду БПЛА "умеют" (при должном уровне обучения оператора, то есть человека!) распознавать еще и направление развития пожара, таким образом предупреждая людей о возможной опасности и уточняя маршруты эвакуации граждан и распределения пожарно-спасательных сил. Благодаря беспилотнику можно проводить воздушную разведку и при проведении особо опасных аварийно-восстановительных работ, а до приезда автолестниц (и после!) контролировать кровлю горящего здания. Это было осуществлено в реальном режиме во время сентябрьских пожаров и помогло избежать дополнительного риска для огнеборцев при проведении поисково спасательных работ и ликвидации сложнейшего пожара.


Тот же эпизод, что и на предыдущем снимке, но "предоставленный воздушным помощником"

5. Подвижность квадрокоптера позволяла быстро отправлять их в сторону берега при подозрении на возникновение опасной ситуации, и не менее быстро вернуть обратно после "отбоя". И отдыхающие далеко не всегда обращают внимание на квадрокоптеры, а вот патрульный катер ГИМС явно вызывал уважение.
IMG_9989.jpg

Здесь я, вспоминая вызубренное (интерес к фотоделу обязывает!) законодательство РФ, касающееся фото- и видеофиксации в общественных, открытых для посещения гражданами местах, позволю себе уточнение: все действия были абсолютно разрешенными. Никакая информация, могущая являться нарушениям прав и свобод граждан, ни в какие "страшные интернеты" не выкладывается и гадко не комментируется! Помимо чрезвычайных случаев (например, передача видеозаписи в полицию по запросу из МВД), запись с присутствием "личной информации" обсуждается только внутри МЧС и только для решения служебных вопросов. К таким вопросам могут относиться проблемы обустройства пляжей в целях повышения безопасности граждан и тому подобное.
Что касается самого применения беспилотных воздушных судов, то оно строго регламентировано законодательством, и необходимо отметить, что на территории Москвы применять беспилотные летательные аппараты без разрешения (в том числе от МЧС!) строжайше запрещено. Данный запрет обусловлен безопасностью полетов для всех воздушных судов в целом.

6. А вот на следующий день мы решили сделать основной упор на проверку судоводителей (хотя и пляжи без внимания не оставляли). Чтобы наиболее полно отразить картину происходящего в Строгинской пойме, было задействовано два квадрокоптера, которые летали как по очереди, так и одновременно. Вячеслав Алешин во время первого патрулирования остался на берегу и связывался с нами по рации, а на катере присутствовал обученный Алешиным оператор БПЛА Петр Фонов.

Вот так чрезвычайный коптер "видит" подотчетную акваторию. Все суда и группы купающихся граждан – как на ладони!

Вячеслав, "пролетая" над водной гладью, заметил необычное плавсредство, более всего напоминавшее плавучий дом, и отдал распоряжение проверить документы у судовладельца. Этим занимается находящийся в составе группы инспектор ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам). Инспектор, правда, не имеет права ни задерживать подозрительное лицо (если лицо не "нарушает безобразий"), ни проверять документы у пассажиров, только у владельца – все перечисленное относится к действиям сотрудников полиции, которых инспектор ГИМС при необходимости и вызывает. В нашем случае документы оказались в порядке – загадочное с виду средство оказалось зарегистрировано официально.

7. Петр Фонов, находясь на катере ГИМС, выпускает полетать на просторе нашу "белую птицу". Данная техническая задача, то есть – взлет непосредственно с катера, требует максимально слаженной работы операторов БПЛА, даже взаимопонимания, потому что малейшая ошибка может привести к потере не только техники, но и драгоценного времени (мало ли какая сложится ситуация!). Но ювелирно отработанный прием был исполнен мастерски. По-другому нельзя: таким образом обученная группа сумеет провести мониторинг любого места акватории, в том числе труднодоступного.
IMG_6189.jpg

Во взаимодействии с государственным инспектором ГИМС Алексеем Лобачевым только за первых два выходных, во время которых работал беспилотник МЧС, было обнаружено и проверено 5 плавсредств и проведено наблюдение за безопасностью 15 серферов на акватории

8.

Траектория полета коптера. Записывается автоматически, при необходимости выводится на печать или в виде такого вот файла-картинки

9. А месяц спустя наш БПЛА, летая над лесистой местностью Новой Москвы, обнаружил местонахождение заблудившегося пожилого человека!

IMG_8298.jpg
Ориентировка, прикрепленная к одному из автомобилей "Лиза Алерт". К другому прикрепили еще и карту, причем информация постоянно уточнялась - в соответствии с той, что была получена с коптера

Беспилотный летательный аппарат применялся в дополнение к поисковым пешим и моторизированным группам, которые искали в гуще леса. Квадрокоптер был наиболее эффективен для мониторинга и поиска на открытых полях и площадках, и его применение позволило сократить площадь поиска для пеших групп и задействование воздушных судов (вертолётов МЧС России и ГКУ "МАЦ").

10. После получения информации о том, что в лесах неподалеку от населенного пункта Акулово потерялся восьмидесятичетырехлетний грибник, на место прибыли волонтеры отряда "ЛизаАлерт" и кинологи МЧС, и сразу же взялись за беспрерывный поиск гражданина. Искала даже собака… без кинолога! В специальном радиоошейнике, позволявшем отслеживать ее местонахождение, и возвращающаяся в лагерь самостоятельно. В помощь наземным поисковым отрядам была вызвана и Группа авиации и беспилотных летательных аппаратов УПСС ГУ МЧС России по г. Москве; я отправилась вместе с Вячеславом.
IMG_8315.jpg

11. Вероятно, у кого-то из читателей могут возникнуть вопросы: мол, есть же большие "вертушки": с пилотами, с более серьезной, чем у легкого БПЛА, дальностью полета, почему их не применили? Применяли! Чрезвычайное министерство предоставило для поисков и "обычный" вертолет, но в данном случае этот вид летательного аппарата оказался эффективен лишь как помощник при составлении подробной "спасательной" карты. На уточненные специальные географические и спутниковые карты спасатели и волонтеры нанесли свои новые ориентиры и повесили информацию на штабные автомобили – для наглядного и удобного обсуждения текущих событий.
Но пилотный вертолет, пролетая низко и на достаточно большой скорости, не позволяет подробно рассмотреть все участки, чтобы как можно точнее провести детализированное наблюдение местности. А беспилотник идеально подходит для такого обследования территорий.


12. Сразу после приезда в разбитый сотрудниками МЧС лагерь Вячеслав засел за анализ новой информации, собранной в его отсутствие волонтерами "Лиза Алерт". Один раз потерявшийся мужчина выходил на связь по своему мобильному телефону, но, видимо, уже был в болезненном состоянии, ругался, не мог описать свое местонахождение. Скорее всего, сказались усталость, жаркая погода и возможный нервный срыв в результате беспокойства.
IMG_8282.jpg

13.

Изучение схемы и подведение промежуточных итогов. Разными цветами отмечены маршруты разных групп - МЧС пешие, МЧС на мотоциклах, МЧС с собаками, волонтеры... И - особо - та самая "отдельная" собака с радиоошейником (на фото выделено серым). Маршруты пишутся автоматически, видно сразу, какие квадраты "прочесаны". На момент моего прибытия в лагерь сотрудники прошли в общей сложности свыше 300 километров

14.


15. Грибник ухитрился пробраться в такие глухие места, что до ближайшей не изученной еще волонтерами и спасателями точки (на расстоянии 10 км от лагеря) пришлось добираться на мотоцикле – время уже близилось к закату, действовать требовалось незамедлительно. Я на тот момент еще не знала, что не смогу поехать с Алешиным в лес – из свободных мотоциклов, способных пройти по бездорожью, незадействованным оставался только один, и то временно. А квадрокоптер необходимо перевозить исключительно в специальном кейсе-чемодане – во избежание повреждений при транспортировке. Естественно, что ехать позади мотоциклиста пришлось одному Вячеславу.


Пешие группы не стали их догонять, а направились обследовать другие квадраты. Хоть в лагерь и прибыла новейшая поисково-спасательная техника, никто не отменял обычные отряды, людей. Без внимательных и добросовестных сотрудников МЧС и гражданских волонтеров в деле помощи терпящим беду никак, никуда! Поэтому я в своем посте отдельно упоминаю владельца мотоцикла – это обычный житель поселка Акулово, представившийся Денисом Лебедевым. Он не жалел собственных сил и средств для того, чтобы отыскать потерявшегося мужчину живым.

16. Денис, Вячеслав и БПЛА уезжают в глухой лес. Если кто-то из читателей решит, что я не должна была оставаться в лагере, а любыми способами добраться до места запуска коптера, я позволю себе с ними не согласиться. Во-первых, каким бы чрезвычайным и увлеченным делом спасения ни был блогер, все-таки приоритет на свободные места в транспортных средствах или на сопровождение знающих местность жителей-волонтеров – у непосредственных спасателей. Никто из людей не может "объять необъятное": дело журналиста или блогера (пусть тоже немаловажное) - аккуратно, не мешая сотрудникам МЧС, грамотно освещать происходящие события. И тут подоспевает "во-вторых": на месте запуска квадрокоптера фотографировать человеку особо-то и нечего! Оператор поднимает БПЛА и, сверяясь с картой (а порой и уточняя ее сразу же, делая пометки), управляет полетом. А те самые главные, ставшие в нашем случае спасительными, снимки делает коптер с неба в автоматическом режиме.


17. Вот коптер поднялся на высоту 40 метров и начинает обследование местности. На изображении, полученном с беспилотника, хорошо заметно присутствие человека и его носильных вещей - в данном случае это Вячеслав, управляющий коптером. Точно так же (на предмет следов человека) будут обследоваться остальные производящиеся БАС снимки. Разумеется, данное изображение ужато (для того, чтобы читатели не ждали долгой загрузки картинок), но при необходимости (скажем, при работе в глухих таежных лесах) можно установить разрешение побольше либо вообще поставить другую экшн-камеру. "Фактура" же данной местности позволяет работать и так.
При обнаружении человека либо следов его местонахождения или возможного присутствия начинается оповещение по рации поисковых групп, и та группа, что находится к нужному квадрату ближе всех, направляется туда в срочном порядке.


18.
XUA9TJlheUA.jpg

qMSxn2reVaY.jpg
Фото сделаны мотоциклистом Денисом Лебедевым

19. Вячеслав, как и планировал, осуществлял обследование местности вплоть до полной темноты (когда применение квадрокоптера нецелесообразно и небезопасно). Но в лагере постоянно находится кто-то из людей – отзывчивых, готовых помогать сотрудникам МЧС в поисках совершенно бескорыстно: так, население приносит еду из домов и готовит обеды и ужины для спасателей прямо на выделенном под костровую-"столовую" площадку месте. А спасатели и волонтеры "ЛизаАлерт" не спят уже по многу часов, и иногда сложно поверить в то, что сейчас есть такие люди: простые, порой грубоватые, порой наоборот – любящие пошутить, но всегда искренние и горячие в желании оказать помощь.
И отдельно упомяну имя человека, возглавлявшего данную операцию в режиме "почти без сна" трое суток - полковник внутренней службы Владимир Владимирович Гольжа.


20. Вернулся Вячеслав и незамедлительно начал показывать полученную свежую информацию в штабном автомобиле. Это необходимо сделать даже раньше, чем отправлять видео и "картинки" с коптера на компьютер: наземные отряды продолжат поиски и ночью, поэтому им нужны уточнения карт и обследованных районов. А затем начинается и копирование информации – на личные ноутбуки, на всякий случай.


21.

Всего совершено 15 вылетов двумя БПЛА, а работали с техникой в том числе недавно обученные новые операторы

22. Информация, полученная в один из поисковых дней при помощи БПЛА, была использована для определения отрядных задач и распределения квадратов местности между спасателями. Вопреки уверениям некоторых недобросовестных граждан, МЧС искать людей будет круглосуточно и до последнего. Пока не найдут. Я видела происходящие активности сама и поэтому могу говорить об этом совершенно точно.

Еще одна фотография, точнее, кадр из "видеоролика" квадрокоптера

23. И ближе к вечеру следующего же дня спасатели и волонтеры радовались сами и радовали родственников незадачливого грибника: усилия множества неравнодушных людей увенчались успехом! Беспилотником была обследована вся открытая местность (где мониторинг с воздуха был наиболее эффективен) на определенном для поисков участке, что позволило отсекать ненужные квадраты, направляя пешие поисковые группы исключительно в густые лесные массивы.

Фотография, сделанная сразу на месте обнаружения грибника одним из волонтеров (предоставлена для данной публикации и служебных материалов Группы авиации и беспилотных летательных аппаратов УПСС ГУ МЧС России по г. Москве участниками группы отряда "ЛизаАлерт")
Самое приятное – грибник обнаружен вовремя, то есть – ЖИВЫМ!


24. Развитие беспилотной авиации – одно из тех направлений в изменениях группировок МЧС, которые ведут к минимизации расходов, причем не только финансовых: например, определенную территорию, где пришлось бы задействовать несколько наземных групп (состоящих из пеших спасателей), может обследовать один оператор БПЛА. А самое главное – правильно полученная при помощи коптеров информация позволяет более точно распределить имеющиеся силы (так велась работа в Приморье) и направить отряды спасателей, минимизировав факторы человеческого риска. Кроме того, нельзя не сказать о воссоздании картины происшествия при итоговом расследовании причин возникновения тех или иных бедствий.
IMG_0557-01.jpg
Демонстрация работы квадрокоптера во время показных совместных учений МЧС и МВД для детей из городского лагеря "Московская смена" в парке "Кузьминки"

В ближайшее время ожидается не только поступление дополнительных БАС на вооружение МЧС, но и усовершенствование техник и способов применения коптера. Так, внимание уделяется более тяжелым классам коптеров, способным доставлять спасательные жилеты утопающим (подобное уже демонстрировалось в московском регионе в конце 2015 года) и нести на себе целый многофункциональный комплекс, включающий прибор ночного видения, тепловизор и мегафон (для голосовой навигации и предупреждений граждан). К слову, речь о небольшом тепловизоре в Новой Москве заходила, но в тогдашнюю жару от подобного устройства толку было бы немного. Современные тепловизоры, устанавливаемые на квадрокоптеры и предназначенные для поиска живых людей, требуют более прохладных погодных условий (но при этом очень удобны для сбора информации об очагах возгорания).

25. Я подошла к моменту, когда следует вставить в публикацию фотографии с недавнего крупного пожара на Амурской улице.

С 23 на 24 сентября 2016 года при ликвидации возгорания на складе в огненном аду погибло восемь пожарных московского гарнизона. Довольно сложно рассчитать (и тем более "предсказать"), сколько бы человек еще, возможно, пропало бы там без вести, если бы не получаемая в режиме онлайн "интерактивная карта с воздуха". Вы сейчас сами сможете убедиться, насколько хорошо просматриваются интересующие РТП (руководителя тушения пожара) участки; какая приблизительно площадь охвачена огнем, где имеется повышенное задымление и т.д. Но я сначала сделаю предупреждение и прошу отнестись к нему с пониманием: кому-то фотографии разбушевавшейся стихии могут показаться страшными, тяжелыми. Это служебная съемка, во время осуществления которой не было возможности делать "красивую картинку".

[Фото пожара]4g-wHV6fDOk.jpg
фото кликабельны

Слова, произнесенные Вячеславом Алешиным во время нашего общения: "Для меня это была самая тяжелая ночь в жизни, как, видимо, и для всего московского гарнизона пожарной охраны, несмотря на семилетний стаж личного тушения пожаров и 14 летний опыт службы в МЧС России. Применяя беспилотную авиационную систему, я проводил разведку распространения огненной стихии с высоты, руководствуясь прежде всего информацией о пропавших коллегах. И во время наблюдений я до последнего надеялся увидеть их в здравии...
Работали мы практически беспрерывно до самого утра на протяжении всей ночи, поднимая квадрокопер и докладывая обстановку в штаб пожаротушения, руководству столичного Главка МЧС и Заместителю Министра Олегу Баженову. При ликвидации последствий обрушения были приняты максимальные меры по предупреждению последующего риска для подразделений и звеньев, проводящих ликвидацию пожара.
На сегодняшний момент МЧС России и в столичном Управлении МЧС планируется развитие технологии применения беспилотной авиации в подразделениях для более оперативного и эффективного использования БАС, что позволит обеспечить эффективность аварийно-спасательных работ и  уменьшить количество погибших и пострадавших".


1F2QoGRKoro.jpg

Wn0FMGqkv8Q.jpg

teNH28WXtHg.jpg



"За последние 10 лет Министерством была проведена большая работа по созданию эффективной системы реагирования сил и средств пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации различного характера на территории Российской Федерации... <...> Я ставлю дополнительную задачу – в этом году оснастить все подразделения пожарной охраны беспилотной авиацией, доступной по цене. Недопустимо, когда беспилотный летательный аппарат приобретается только для показухи, недопустимо, когда аппарат хранится и не используется на практике в силу его дороговизны или боязни потерять" (В.А. Пучков)

Именно потому, что развитие современных технических направлений уже не раз оправдало себя, я на стороне тех, кто верит в хорошее будущее беспилотной авиации. И в будущее Министерства Чутких Сердец.

26.

Во время занятий с детьми из городского лагеря "Московская смена"

Приложение: ссылки на более подробные, публиковавшиеся "по горячим следам", посты про работу квадрокоптера МЧС, объединенные общим заголовком "Владеющий миром"
1. Небо в руках спасателя: http://sarah-zitserman.livejournal.com/264620.html
2. Российские пляжи под высшим наблюдением!: http://sarah-zitserman.livejournal.com/264715.html
3. Предъявите ваши документы!: http://sarah-zitserman.livejournal.com/266176.html
4. Счастливый полет: http://sarah-zitserman.livejournal.com/266906.html


Posts from This Journal by “МЧС” Tag

Profile

Мириам-Помона
sarah_zitserman
Зицерман С.И.

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow